Q2'09: умеренный повод для оптимизма

 

22 апреля Apple представила результаты очередного квартала. По традиции, попробует разобраться, что стоит за несколькими десятками цифр и каким на самом деле был этот квартал для Apple.

Финансовые показатели

Q2 или первый календарный квартал - всегда слабый. Люди тратились полгода до этого - вначале делали покупки перед началом учебного года, а потом - дарили подарки в канун Рождества.

Тем не менее, в этом квартале получилось неплохо. Анализируя предыдущий квартал мы отметили, что темпы роста Apple существенно замедлились. В Q1 они составили жалкие 5.8% на фоне 25-35% в прошлые годы

Так вот, Q2 даёт нам повод для умеренного оптимизма - превышение результатов прошлого года уже на 8.67%:

За счет того, что рост все-таки есть, Apple рапортует о новых рекордах - "самый доходный второй квартал в истории".

Разберемся с тем, из чего складывается этот рост.

iPhone

Отметим просто отличные результаты по продажам iPhone - 3,793 млн штук - значительно выше, чем в этом квартале в прошлом году:

 

 

Преодолена очередная круглая цифра - 20 миллионов проданных экземпляров. Если такие темпы продаж сохранятся, да еще летом мы увидим новую модель (или модели) и релиз iPhone OS 3.0 - то можно смело прогнозировать 20 миллионов проданных телефонов в 2009 году. А то и все 25!

На чем зарабатывает Apple: сравнительная статистика

Наши выкладки основаны на файле Data Summary, который Apple всегда выкладывает на странице пресс-релиза.

Для начала сравним итоги квартала с прошлым годом:

Наблюдаем перелом очень важного тренда. Раньше мы всегда видели одну и ту же картину: десктопов продается меньше, а ноутбуков больше. В этом квартале уменьшились продажи и декстопов, и ноутбуков. Как в штуках, так и в долларах.

Однако за счет чего удалось сделать квартал рекордным? Безусловно, на 90% за счет iPhone.

Напомним, что прибыль от продажи iPhone попадает в копилку Apple не сразу в силу особенности выбранной учетной политики. Доход от продажи iPhone делится равными частями на следующие 2 года с момента продажи. На этот шаг Apple пришлось пойти, чтобы пользователи iPhone могли получать бесплатные обновления прошивки.

На первых этапах финансовые результаты Apple от этого явно страдали. И вот сейчас Apple практически приблизилась к "золотому периоду" - все 20 миллионов проданных iPhone за 2 года учитываются в финансовых результатах, что даёт колоссальный рост.

Также небольшой рост есть в других сферах - iTMS и продажа ПО/Сервис.

Если же сравнить результаты не с прошлым годом, а с предыдущим кварталом, увидим еще более поразительную ассиметрию:

 

 

На фоне общего падения, продажи десктопов не только не снизились, а даже неожиданно выросли - вероятно, сказалось обновление линейки. Однако линейки обновлялись и раньше, а доля десктопов все равно неумалимо падала. Действительно, неожиданно.

iPod

iPod - это самый сезонный товар Apple, который очень хорошо продается под Рождество. Продажи iPod упали практически в 2 раза по сравнению с прошлым кварталом - но эта не та ситуация, в которой надо паниковать, так как по сравнению с 2008 падение составило всего 8%. На фоне ошеломляющего роста продаж iPhone это вполне адекватное замедление.

Если же считать в штуках, то вообще есть 3% рост по сравнению с 2008 - но явный результат обновления линейки iPod Shuffle.

Выводы

iPhone оказался главным локомотивом финансового роста Apple и его роль в 2009 году будет только возрастать. Возможно уже в следующем квартале мы увидим долгожданное чудо - когда продажи iPhone составят основу выручки Apple (на сегодняшний день это пока что ноутбуки, а в рождественский квартал - плееры iPod).